Поведение » Детская дружба: помогаем ребенку найти друзей

Детская дружба: помогаем ребенку найти друзей

Давайте обсудим такую важную сторону жизни ребенка, как детская дружба. На сколько серьезно это явление, стоит ли родителям помогать ребенку найти друзей или вмешиваться в его отношения с приятелями?

Для многих детей вопрос, как завести друзей, представляет неразрешимую проблему. И если вы когда-то слышали от своего ребенка жалобы: «Никто меня не любит» или «Дети не хотят со мной играть», то знаете, насколько болезненно ребенок переносит чувство одиночества.

Мы, родители, не можем завести друзей за ребенка, как делали за него множество вещей, пока он был еще мал. Однако нам ничего не мешает помочь ребенку понять ключевые моменты, которые служат основой дружбы во всех возрастах.

Каждая дружба начинается с того, что два человека дают понять друг другу, что между ними возник взаимный интерес. Поэтому первый этап развития дружеских отношений – это умение показать, что нам нравится кто-то, и продемонстрировать готовность к дружбе с ним. Хотя дошкольники часто спрашивают своих сверстников просто: «Давай дружить?», дети постарше выражают свои желания не так прямо.

Приветствия

Одним из основных способов продемонстрировать открытость к завязыванию дружбы – это приветствовать потенциальных друзей. Застенчивые дети часто испытывают с этим проблемы. Если другой ребенок говорит ему «Привет!», реакцией на это может быть отсутствие ответа, взгляд в сторону или, в лучшем случае, неразборчивое мычание.
Несмотря на то, что это происходит потому, что застенчивые дети часто чувствуют себя неловко и тревожно, другие дети могут расценить их реакцию как враждебную, трактовать ее как послание такого типа: «Ты мне не нравишься, и я не хочу иметь ничего общего с тобой!». И хотя это не то, что на самом деле думают застенчивые дети, именно так проявляется их коммуникация.

Если вы узнали в этом описании своего ребенка, разыгрывайте с ним и доводите до автоматизма ролевую игру по приветствию других людей. Разбейте акт приветствия на составные части: объясните ребенку, что дружеское приветствие требует установления глазного контакта, улыбки и достаточно громкой и внятной речи, чтобы быть услышанным. Если при приветствии упоминаешь имя человека, то оно приобретает дополнительный дружеский окрас. После того, как вы обеспечили ребенку достаточную тренировку, предложите ему отрабатывать приветствие в повседневной жизни.

Комплименты


Комплименты – это еще один простой способ продемонстрировать готовность к дружбе. Очень приятно получать сделанный от чистого сердца комплимент, и обычно людям нравятся те, кто достаточно отзывчив, чтобы оценить их достоинства.

Обдумайте вместе с ребенком, как можно делать комплименты одноклассникам. Не ищите сложных путей: «Хороший удар» — можно сказать тому, кто удачно забил гол в дворовом футболе. «Красиво нарисована машина» — когда смотришь на рисунок. «Классный свитер» — когда твой одноклассник щеголяет в обновке.

Благожелательность и вежливость

Проявление благожелательного поведения — это отличный способ показать, что ты заинтересован другим человеком. Такое поведение может проявляться в том, что ты одалживаешь однокласснику карандаш или ручку, держишь для него место в столовой, помогаешь ему что-то нести, или делишься с ним шоколадным батончиком. Благожелательность, как правило, порождает такое же приятственное отношение – и отсюда до настоящей дружбы остается лишь небольшой шаг.

Исследования показывают, что благожелательные дети обычно любимы одноклассниками и сверстниками во дворе. Порой, однако, дети пытаются купить друзей, раздавая деньги или ценности. Этот подход не приносит результатов – другие дети, скорее всего, примут то, что им предложено, однако не только ничего не предложат взамен, но даже ощутят презрение к такому ребенку-взяточнику. Чрезмерная щедрость – это, скорее, знак отчаяния, а не открытости.

И еще одно предостережение: благожелательность обычно судится по последствиям, а не по намерениям. Иногда ваших детей заносит с нежностью, и они начинают вешаться на шею одноклассникам и зацеловывать их. Иногда один ребенок требует от другого, чтобы он игра только с ним и ни с кем другим. Другими словами, если поведение вашего ребенка вызывает смущение того, на кого оно направлено, говорить о доброжелательности не приходится. В этом случае постарайтесь показать вашему ребенку менее навязчивые способы выразить свою приязнь.

Проявление открытости – это первый шаг на пути к дружбе. Тем не менее, само по себе оно не гарантирует того, что дружба реализуется – другой ребенок может не принять этих знаков. Чтобы повысить шансы на то, что дружба все же зародится, вашему ребенку нужно направлять свою готовность к дружеским отношениям на тех, с кем она реализуется скорее всего. Этому будет посвящена вторая часть наших практических советов о том, как завести друзей.

Продолжаем помогать вашему ребенку в поиске ответов на актуальный вопрос, как завести друзей. Первая часть наших советов была посвящена тому, как вести себя, когда хочешь показать, что ты готов к дружбе. Во второй части мы обсудим, на кого именно лучше всего направлять свое желание подружиться.

Только лишь то, что двое детей живут в одном многоэтажном доме или занимаются в одном классе, не означает, что они станут друзьями. Уже в возрасте от 1,5 до 2 лет дети начинают предпочитать одних однолеток другим.

Одно из общих мест в разнообразных исследованиях детской дружбы – это то, что дети стремятся подружиться с тем, кого они воспринимают похожими на себя. Дети, скорее всего, подружатся с тем, чей пол, возраст и (в случае многонационального окружения) этническая принадлежность такая же, как у них. Друзья также обычно похожи друг на друга в том, что касается интересов, социальных навыков, популярности у других детей в классе или в академической успеваемости.

Таким образом, вторым слагаемым дружбы является сходство. Сходство привлекает потому, что оно удобно для детей как на практическом, так и на эмоциональном уровне. На практическом уровне, очень удобно иметь друга, которому нравится то же, что и тебе. На эмоциональном уровне, сходство дает весьма ценное чувство того, что с тобой все в порядке, что ты не один такой на всем белом свете.

Теория магнита и её опровержение


Многие дети не понимают важности сходства для начала дружбы, поскольку они исповедуют то, что можно назвать «Теорией магнита». Они считают, что чтобы иметь друзей, надо самому быть чудесным и невероятным – тогда друзья потянутся к тебе как железные опилки к магниту.

Вера в эту теорию – это часто то, что на самом деле стоит за хвастовством. Ребенок может сказать: «Я могу это! Я знаю вот то!», в надежде, что его сверстники будут впечатлены и захотят с ним подружиться. Его послание на самом деле звучит как «Я хочу вам нравиться!», однако дети воспринимают его как «Я считаю, что я лучше вас!». Ничего худшего для начала дружбы и придумать нельзя.

По природе своей, дружба – это отношения между равными. Теория магнита абсолютно неверна – вместо того, чтобы рассчитывать на восхищение других, детям нужно полагаться на поиск общих черт и увлечений с потенциальными друзьями.

Как объяснить понятие общности и сходства своему ребенку

Общаясь с ребенком, предложите ему нарисовать два частично пересекающихся круга. Скажите ребенку: «Первый круг – это ты. Второй круг – это другой ребенок. Часть кругов посередине – где они пересекаются – это то место, где между вами может появиться дружба. Если ты собираешься общаться с другим ребенком о том, в чем вы не пересекаетесь, ты будешь говорить только о себе, но не о нем, и это никак не поможет вашей дружбе».

Спросите ребенка: «Как узнать, что у тебя есть общего с другим человеком?» Ответы могут включать наблюдения за другим ребенком, внимательность к его ответам на твои вопросы, или совместное выполнение каких-то дел, чтобы иметь общие переживания и опыт.

Нахождение сходств не означает, что ваш ребенок должен быть чьим-то клоном. Кроме того, это не окончательный приговор – вероятность, в конце концов, подружиться с тем, у кого интересы не похожи на твои, всегда остается. Это просто жизненное наблюдение, которое работает в большинстве случаев – дружба начинается с осознания общности. Чтобы стать чьим-то другом, нужно, чтобы ты узнал какую-то часть себя в нем.

Если выражение готовности к дружбе – это первый шаг на пути к ней, а поиск сходств – вторая ступень, то финальный аккорд в симфонии дружбы – это то, что заставляет людей находиться вместе какое-то время, способствуя развитию дружеских отношений. Об этом мы поговорим в третьей и последней части наших советов.
В финальной части наших рекомендаций вашему ребенку, о том, как завести друзей, мы поговорим о факторах, благодаря которым дружба крепнет и растет. (Как вы помните, первая часть наших советов была посвящена тому, как выразить готовность к дружбе, а вторая – поиску сходств с потенциальным другом).

Одна девочка-первоклассница сказала школьному психологу: «Я знаю, как заводить друзей – нужно сесть в стороне от других, и сделать вид, что чем-то очень огорчен, и тогда друзья сами к тебе придут».

Хотя эта стратегия и поможет привлечь внимание других детей один или два раза, она вряд ли поспособствует рождению настоящей дружбы. Чего эта девочка не понимала, так это того, что дети хотят быть рядом с теми детьми, с которыми весело и нескучно.

Таким образом, третье слагаемое дружбы – это разделенное веселье. В ставших уже классическими исследованиях, проводился анализ того, как зарождается дружба между совсем незнакомыми детьми. Восемнадцать пар детей возрастом от трех до девяти лет встречались дома у одного из них три раза в неделю. Исследователи нашли ключевой фактор определяющий, стала ли пара друзьями – им оказалось то, насколько успешно дети в паре могли поддерживать общую деятельность во время периодов общения.

Это условие для дружбы гораздо сложнее для выполнения, чем может показаться. Чтобы получить радость от общения со сверстником, ребенку нужно вести себя так, как нравится другому ребенку, общаться с ним о том, что им нравится, а что – не нравится, а также избегать ссор или размолвок, а если они возникают – решать их как можно скорее. В очень многих вопросам может произойти осечка: игнорирование другого ребенка, отказ делиться своими игрушками или дерзкое присвоение чужих игрушек, помыкание другим ребенком, крик или даже физическое насилие в адрес другого ребенка – все они мешают разделять радость с другим.

Планирование времени для совместной игры


Если у вашего ребенка зарождается дружба со сверстником – в школе или вне ее, лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку – это организовать совместную игру с другом один на один. То, как будут проходить такие встречи, лучше всего планировать заранее – это поможет детям максимально разделить удовольствие от совместной игры.

До того, как встреча состоялась, пообщайтесь со своим ребенком о том, как должен себя вести хороший хозяин. Хороший хозяин всегда заботится о том, чтобы его гостям было хорошо. Он всегда учитывает пожелания гостей и старается не спорить с ними. Он проводит время вместе с гостем, а не играет с кем-то еще или бродит сам по себе, оставив гостя одного. Если у вашего ребенка есть какие-то особо ценные игрушки, которыми он не хотел бы делиться, будет разумным убрать их подальше еще до того, как состоится визит гостя.

В начале встречи может возникнуть неудобный момент, когда один ребенок спрашивает: «Ну, что мы будем делать?», другой отвечает «Не знаю, а что ты хочешь делать». Постарайтесь избежать этого, спланировав программу встречи заранее. Хорошо, если ваш ребенок предложит своему товарищу два занятия на выбор, когда начнется их встреча.

Приглашение к себе домой может уже сразу включать в себя описание совместного занятия. Например, ваша дочь может позвать к себе подружку, чтобы научить ее печь пирожки или печенье. Сын может позвать друга на совместную игру в баскетбол, просмотр фильма, поездку на велосипедах или поход на море или реку. Если разделенная деятельность приносит обоим ее участникам удовольствие, другой ребенок будет отождествлять вашего ребенка с этим удовольствием, и это продвинет их дружбу вперед.

Во время встречи детей, не маячьте над ними, но старайтесь прислушиваться к их занятию и вовремя разрешать конфликтные ситуации – позовите ребенка к себе и, пока гость вас не слышит, посоветуйте ему, что делать. Или же войдите в детскую комнату с угощением – небольшой перерыв поможет детям забыть о разногласиях и снова вернуться к совместной радости.

Надеемся, что наши советы помогут вам и вашему ребенку. Дружба – это вечная сила и немножко магия!

Нет комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Копирование и воспроизведение информации с сайта на других ресурсах запрещено!

Все права защищены © 2017

Свяжитесь с нами

Что-то не работает на сайте? Сообщите нам, пожалуйста.

Отправка

По всем вопросам обращаться через контактную форму. Сайт разработан в iMindStudio.

Войдите со своими учетными данными

Забыли свои данные?

Читайте дальше
Счет от 8 до 15

Дорогие родители! Предлагаем ознакомиться с продолжением математических карточек для изучения счета на французском языке. Начало серии находится по ссылке. Желаем...

Закрыть